среда, 10 сентября 2014 г.

Черный квадрат современности.


Заклеенные бумагой коридоры. Красные комнаты. Лифт со странной траекторией движения. Здание в здании. Фэйковый туалет. Если вы оказались в таком пространстве, то это непременно биеннале современного искусства. Хотя подождите...может это наша жизнь, которую демонстрируют вдали от искусства?...Бродя по лабиринтам Манифесты 10 неожиданно натыкаешься на черный квадрат Малевича...и на кучку студенток, которые делают селфи на его фоне. Пока они поочередно фотографируют друг друга, одна вглядывается в картину и нарочито спрашивает вслух: "Ну и где здесь глубина? Мазки...не, не вижу...Что в нем такого особенного?...".

Для того, чтобы понять эту особенность, нужно узнать весь ход истории искусств, окунуться в те далекие времена конца XIX и начала XX века, когда по Европе странствовал робкий модерн, который пытался с помощью своих витиеватых форм и орнаментов разгрести объекты постимпрессионизма и экспрессионизма и высвободить для себя место великого стиля. А тут бах! и Малевич со своей геометрией. Какие человеческие фигуры, какие пейзажи, какие предметы? О чем вы? Если  вышеперечисленное запечатлено на полотне - оно мертво по сути, потому что является лишь несчастной копией реальности. А однотонные плоскости - это живые персонажи нового искусства. Их нет в окружающей нас действительности, но они живут в картине и делают свой мир. Картина - это не копия, картина - это мир новых организмов. Сформировать такую теорию в то время - само по себе гениально. Гениально и то, что значение визуальной составляющей спустилось до минимума, уступая место когнитивной функции. Сегодня мы смотрим на незатейливые яркие геометрические фигуры  и уверены в том, что сможем нарисовать такой же "шедевр". А уверены ли мы в том, что сможем создать то, что до нас еще никто не создавал? Мы оправдываем свою лень и недообразованность принижением объектов и явлений, которые развили мир до того, в котором мы сегодня живем.
 
Когда студентки фотографировали картину, то в глубине черного квадрата на стекле отражались их лица. А черный квадрат будто смеялся над ними. Он гордый, он знает свою ценность и его не волнует то, что в сегодняшнем мире он стал символом бездарности. Как он искусно интегрировался в современную жизнь. В 1900-ых годах он был важным новаторским объектом, а сегодня символ субпассионарности, о которой писал Лев Гумилев в своем "Этногенезе". Разве мог представить Малевич, что его зачатки минимализма приведут к эпохе нулевого поколения.  Не в смысле жители  2000-ого года, а вообще "нули". Те, кто не хочет созидать и работать над чем-то ценным и уникальным. К сожалению, мы канули в черный квадрат. Даже чтобы сделать доброе дело, сегодня нужно хорошо подумать. Не пойдут ли твои деньги, пожертвованные в приют бездомных животных, на безжалостные эксперименты над ними? Не пойдут ли те 18-летние девочки трапезничать в ресторан на твои деньги, которые ты же сам им отдал, только потому что они стояли на улице и просили финансовую поддержку под видом фонда помощи больным детям и сиротам?


А тех, кто в мучениях и радостях рождает что-то свое; тех, кто вынашивают свое детище в прямом и переносном смысле; тех, кто пытаются сделать вмятину в этом равнодушном и заполненном бездеятельными критиканами мире, остается все меньше и меньше. И хочется понадеяться еще на одного гения, который разведет у себя в лаборатории новых  супрематов, меняющих реальность...

Комментариев нет:

Отправить комментарий