суббота, 23 февраля 2013 г.

Увидеть Париж или Умирать еще рано


Вы никогда не задумывались, почему "Мона Лиза", картина всеми известного итальянского художника хранится в Лувре в Париже, а не, скажем, во Флоренции? Я не хочу вдаваться в многочисленные легенды, которых написана тьма; не хочу цитировать истории про вылитые кислоты на картину и сожженные края. Есть вещи, о которых мы никогда не узнаем; и я не хочу уподобляться гиду-экскурсоводу, который рассказывает об этом, как будто сам присутствовал при вручении Джоконды французскому королю Франциску I.
Что для меня Франция? Вот уже после второго посещения пытаюсь понять. Для меня это самая  элегантная и изысканная похитительница чужих культур. Скажете, что в Англии больше многокультурия? Возможно. Но англичане не преподносят чужое как свое. Они хладнокровно дают право на существование. Французам же обязательно нужно упаковать все в свою обертку.  Закажешь "инглиш брэкфаст", они обязательно всунут свой круосанн. Захочешь бельгийского шоколада - с трудом найдешь его среди горы этого розового печенья, смысл которого я так и не поняла. (Одно печенье на наши деньги стоит где-то 100 рублей - естественно я задумываюсь о его смысле). Скажете, во Франции нужно заказывать исключительно французское? Помню, как в одном французском ресторане со всеми его почестями попросила принести мне исконно французское блюдо - мне принесли тушеные овощи с мясом. Называлось оно, конечно, как то элегантно, но это были типичные тушеные овощи с мясом, как готовит моя мама.


Для многих  людей, не бывавших в Париже, французская культура - это китайские брелоки-башенки Эйфеля, которыми завалены все туристические улицы города. Признаюсь, и я впервые соприкоснулась с этой страной благодаря им и духам в маленьких пробниках. Может поэтому Эйфелеву башню "вживую" я не особо хотела видеть, но для приличия посмотрела на нее в последний момент незадолго до отъезда. Скажу, что вблизи этого сооружения происходит некое искажение пространства от того, что с детства привык видеть ее в своей ладони.
Но почему я начала с Джоконды? Наверно мне должно быть стыдно, что я, любитель искусства, пошла в Лувр только, чтобы посмотреть на эту странную картину (и на огромную толпу возле нее). Возможно это копия, но факт, что бесчисленные загадки вокруг этого произведения притягивают миллионы людей, остается. Спорьте со мной, но мне кажется, что создатели этих загадок именно французы. Если бы Да Винчи не был столь известным с его биографическими фактами, то, возможно, в истории он бы остался французом.
Сейчас Франция для меня - это Культура. Не отдельно взятые ее достижения, а одно слово Культура. Или культура ради культуры. Ей французы всегда были озабочены. Даже во время войны патриотизм и политика их меньше волновали. Это наши горазды сжигать и покидать свою столицу лишь бы не смиряться с врагом, рушить свои произведения искусств лишь бы не покоряться чужой стране и чужим идеям. Для французов всегда  приоритетнее было "культурить", пусть и под руководством захватчиков.
Парижские бомжи - вот, что поразило меня больше всего. Даже у них "культурить" является  первичной потребностью. Только здесь наверно можно среди огромной кучи вещей бездомного увидеть книгу об искусстве. Только здесь бомжи изо дня в день рисуют, буквально пишут, мелками на асфальте картины...

Есть то, в чем мы схожи с французами - это манера вождения. Фразу "увидеть Париж и умереть" я вспоминала всякий раз, переходя дорогу. Да, собственно, люди везде одинаковые. Одинаковы в желании получать удовольствие от жизни, одинаковы в желании брать как можно больше денег за обычную вещь в необычной обертке, одинаковы в стремлении быть значительными в этом мире. И тем не менее, мы разные...


Комментариев нет:

Отправить комментарий